ГБОУ "Школа № 146 Г.О. Донецк"
г. Моспино
  • Противодействие коррупции

    Понятие коррупции определено Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ), в соответствии с которым она представляет собой злоупотребление служебным положением, дачу взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица.

    Федеральным законом № 273-ФЗ также определено понятие противодействия коррупции как деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:

    ‑ по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции;

    ‑ по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений;

    ‑ по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

    Принципы противодействия коррупции 

    1. Принцип соответствия Политики действующему законодательству и общепринятым нормам. Соответствие реализуемых антикоррупционных мероприятий Конституции Российской Федерации, заключенным Российской Федерацией международным договорам, законодательству Российской
    2. Федерации и иным нормативным правовым актам, применимым к организации.
    3. Принцип личного примера руководства. Ключевая роль руководства шкалы в формировании культуры нетерпимости к коррупции и в создании внутриорганизационной системы предупреждения и противодействия коррупции.
    4. Принцип вовлеченности работников. Информированность работников школы о положениях антикоррупционного законодательства и их активное участие в формировании и реализации антикоррупционных стандартов и процедур.
    5. Принцип соразмерности антикоррупционных процедур риску коррупции. Разработка и выполнение комплекса мероприятий, позволяющих снизить вероятность вовлечения школы, ее руководителя и сотрудников в коррупционную деятельность, осуществляется с учётом существующих в деятельности школы коррупционных рисков.
    6. Принцип эффективности антикоррупционных процедур. Применение в школе таких антикоррупционных мероприятий, которые имеют низкую стоимость, обеспечивают простоту реализации и приносят значимый результат.
    7. Принцип ответственности и неотвратимости наказания. Неотвратимость наказания для работников школы вне зависимости от занимаемой должности, стажа работы и иных условий в случае совершения ими коррупционных правонарушений в связи с исполнением трудовых обязанностей, а также персональная ответственность руководства школы за реализацию внутриорганизационной антикоррупционной Политики.
    8. Принцип открытости. Информирование контрагентов, партнёров и общественности о принятых в школе антикоррупционных стандартах.
    9. Принцип постоянного контроля и регулярного мониторинга. Регулярное осуществление мониторинга эффективности внедрённых антикоррупционных стандартов и процедур, а также контроля их исполнения.

    Нормативные правовые и иные акты в сфере противодействия коррупции

    Информационные материалы

    «Ответственность за нарушение антикоррупционных запретов при заключении государственных и муниципальных контрактов»

    Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» для заказчиков и исполнителей по государственным и муниципальным контрактам предусмотрен ряд запретов, направленных на предотвращение коррупционных правонарушений.   

    Так, в качестве одного из единых требований к участнику закупки предусмотрено отсутствие у него конфликта интересов с заказчиком.

    Одновременно закон возлагает на руководителя заказчика, руководителя контрактной службы, работника контрактной службы, контрактного управляющего обязанность при осуществлении закупок принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов в соответствии с Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

    Кроме того, государственным (муниципальным) заказчикам запрещено заключать государственные (муниципальные) контракты при следующих обстоятельствах:

    - наличие у участника закупки – физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята);

    - привлечение участника закупки – юридического лица в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 КоАП РФ (незаконное вознаграждение от имени юридического лица).

    Несоблюдение государственным (муниципальным) заказчиком указанных запретов является основанием для привлечения его к административной ответственности по части 1 статьи 7.32 КоАП РФ и влечет наложение штрафа на должностных лиц в размере 1 процента начальной (максимальной) цены контракта, но не менее пяти тысяч рублей и не более тридцати тысяч рублей, на юридических лиц в размере 1 процента начальной (максимальной) цены контракта, но не менее пятидесяти тысяч рублей и не более трехсот тысяч рублей.

    Например, в 2023 году антимонопольным органом удовлетворены с наложением штрафов 16 постановлений прокуратуры республики о привлечении к ответственности руководителей одного из государственных учреждений, заключавших государственные контракты с афиллированными лицами, меры к урегулированию конфликта интересов ими не принимались.

    Неисполнение указанных выше требований участниками закупок влечет за собой признание заключенных контрактов ничтожными, в ряде случаев без возмещения стоимости уже выполненных работ, оказанных услуг и поставленных товаров.

    «О запрете отдельным категориям должностных лиц использовать в неслужебных целях информацию, средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, предназначенные только для служебной деятельности»

    В соответствии с Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, а также государственным и муниципальным служащим запрещено использовать в неслужебных целях информацию, средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, предназначенные только для служебной деятельности.

    Наиболее часто в практике встречаются случаи использования должностными лицами служебного транспорта в личных целях.

    Несоблюдение указанного запрета в зависимости от правовых последствий является основанием для привлечения к административной ответственности по ст. 19.1 КоАП РФ (самоуправство) или уголовной - по ст. 285 УК РФ (злоупотребление должностными полномочиями)

    Также данное нарушение может повлечь увольнение (досрочное прекращение полномочий) в связи с утратой доверия с включением об этом сведений в соответствующий федеральный реестр.   

    «Ответственность юридических лиц за незаконное вознаграждение»

    Статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность для юридических лиц за незаконные передачу, предложение или обещание от имени или в интересах юридического лица взятки или передачи предмета коммерческого подкупа. Данная правовая норма введена в целях предотвращения коррупции.

    Законом предусмотрена ответственность в виде штрафов кратных суммам взяток или стоимости предмета коммерческого подкупа, минимальный размер которых составляет от 1 млн. рублей до 100 млн. рублей.

    Привлечение физических лиц к уголовной ответственности за дачу взятки или передачу предмета коммерческого подкупа не освобождает юридическое лицо, от имени или в интересах которого совершены соответствующие незаконные действия, от административной ответственности.

    Вместе с тем юридическое лицо не может быть наказано, если оно способствовало выявлению данного правонарушения, проведению административного расследования и (или) выявлению, раскрытию и расследованию преступления, связанного с данным правонарушением, либо в отношении этого юридического лица имело место вымогательство.

    «Антикоррупционные особенности трудоустройства бывших государственных и муниципальных служащих»

    В целях недопущения возникновения конфликта интересов, бывшие государственные и муниципальные служащие, замещавшие должности, предусматривающие предоставление сведений о доходах, в течение 2 лет с даты увольнения со службы обязаны в установленном порядке получать согласие соответствующих комиссий государственных (муниципальных) органов власти на заключение трудовых договоров и (или) гражданско-правовых договоров стоимостью свыше 100 тыс. рублей в месяц.

    Кроме того, в течение указанного периода бывшие служащие при заключении трудовых и (или) гражданско-правовых договоров стоимостью свыше 100 тыс. рублей в месяц должны информировать работодателя о последнем месте своей службы.

    Игнорирование указанной обязанности влечет для бывшего служащего прекращение трудового или гражданско-правового договора в связи с нарушением установленного законом порядка его заключения.

    В свою очередь работодатель, а именно, граждане, индивидуальные предприниматели, а также  юридические лица вне зависимости от организационно-правовой формы, в том числе государственные и муниципальные предприятия, бюджетные и казенные учреждения,  в течение 10 дней с даты заключения трудового или гражданско-правового договора с бывшим служащим сообщает об этом представителя нанимателя (работодателя) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2015 № 29.

    Десятидневный срок начинает течь со следующего дня с даты заключения трудового или гражданско-правого договора. В случае выпадения последнего дня срока на нерабочий день, сообщение должно быть направлено в ближайший следующий за ним рабочий день.

    Указанное сообщение должно направляться заказной почтой либо предоставляться нарочно в государственный (муниципальный) орган.

    Неисполнение обязанности, а именно, ненаправление сообщения или нарушение десятидневного срока, отсутствие в нем предусмотренной законом информации, является основанием для привлечение работодателя к административной ответственности, предусмотренной статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и влечет наложение административного штрафа:

    - на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей;

    - на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей;

    - на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

    Методические материалы

    - Брошюра «Что такое коррупция и как с ней бороться»;

    Брошюра «Государственному служащему о коррупции»;

    Брошюра «Старт во взрослую жизнь. Подростку (14-18 лет) о его правах, обязанностях и ответственности»;

    - Брошюра «Наши права и обязанности: изучаем вместе»;

    Памятка федеральному государственному гражданскому служащему Минпросвещения России, планирующему увольнение с федеральной государственной гражданской службы

    Памятка о выплаченных пособиях ФСС (о выплаченных пособиях по временной нетрудоспособности)

    - Методические материалы, одобренные президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции, методические рекомендации, обзоры, разъяснения и иные документа, подготовленные Минтрудом России

    Справочная информация Минтруда России по вопросу представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера;

    Методические рекомендации «Обеспечение соблюдения федеральными государственными служащими ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнения ими обязанностей, установленных федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами» (одобрены президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции, протокол от 25.09.2012 № 34);

    Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции (.doc). Приложения (.doc): 1, 2, 3, 4, 5, 6;

    Письмо Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22 июня 2012 г. № 17-1/10/1-248 «О разъяснении практики применения статьи 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (.doc, 27.6 Кб)

    - Методические рекомендации «О мерах по повышению эффективности работы по профилактике и противодействию коррупционных правонарушений в организациях, подведомственных Министерству просвещения Российской Федерации»

    Разъяснения по отдельным вопросам, связанным с применением Типового положения о сообщении отдельными категориями лиц о получении подарка в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями, участие в которых связано с исполнением ими служебных (должностных) обязанностей, сдаче и оценке подарка, реализации (выкупе) и зачислении средств, вырученных от его реализации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 9 января 2014 г. № 10

    Формы документов, связанных с противодействием коррупции, для заполнения

    Обратная связь для сообщений о фактах коррупции

    Обращаем внимание на то, что статьей 306 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за заведомо ложный донос о совершении преступления.

    Для получения консультации по вопросам противодействия коррупции в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении "Школа №146 города Донецка" Вы можете обратиться по адресу: 283499, г.о. Донецк, г. Моспино, ул. Раздольная, д.73 или направив сообщение на адрес электронной почты shcola146@mail.ru

    Работа с обращениями граждан регламентируетсяв соответствии с Федеральным Законом Российской Федерации «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» №59-ФЗ от 02 мая 2006 года.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie